Кот Егор
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15

Сибирский сказочник

31.10.2022 Количество просмотров: 1025

К 120-летию со дня рождения Евгения Андреевича Пермяка

31 октября 2022 года исполняется 120 лет со дня рождения ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВИЧА ПЕРМЯКА (1902–1982), русского писателя, автора многих научно-познавательных книг для младших школьников: «Азбука нашей жизни», «Для чего руки нужны», «Путешествие в страну Терра-Ферро»; рассказов: «Иголкины братья», «Торопливый ножик», «Пичугин мост»и других.

В начале своего творческого пути Евгений Пермяк развивал традиции П. П. Бажова в сборниках «Счастливый гвоздь» и «Дедушкина копилка». Однако с течением времени сказки Пермяка стали тяготеть к традициям прозы XIX века, творчеству Н. С. Лескова.

Е. Пермяк является создателем современной литературной сказки. Он написал сказки: «Золотой гвоздь», «Как самовар запрягали», «Новое платье королевы», «Про еловые шишки», «Некрасивая ёлка» и другие. Умелое использование фольклорных образов делает его сказки понятными детям самых разных возрастов. Основная тема его произведений для детей – тема труда и красоты человека.

Е. Пермяк написал много пьес, среди которых «Лес шумит», «Перекат». Более известны пьесы Е. Пермяка: «Ермаковы лебеди» (1942), «Иван да Марья» (1942), «Золотая сорока» (1960), написанные по мотивам сказок П. Бажова и русских сказок.

Евгений Пермяк родился 31 октября 1902 года в посёлке Воткинский завод на Урале. Здесь, в краю народных мастеров, удивительной природы, выразительного народного языка прошло детство и юность будущего писателя. Его отец служил на почте и умер от туберкулёза, когда сыну исполнилось три года. Матери было тяжело одной воспитывать сына, и Евгений жил с её родителями и сестрой. Евгений Андреевич вспоминал, что он очень рано поверил в то, что станет рабочим. Самым большим счастьем было сделать что-то самому: смастерить лук, выпилить рамку, слепить фигурку из глины. Ещё мальчиком на всю жизнь он полюбил ремёсла, а в мартеновскую печь заглянул раньше, чем в букварь.

Начальное образование Пермяк получил в церковно-приходской школе, несколько лет учился в прогимназии, поступил в гимназию. После Октябрьской революции гимназия стала школой второй ступени, где обязательным было производственное обучение. Юноша сумел освоить пять ремёсел, стал на все руки мастером: мог тачать сапоги, работать по дереву, выковать нож, выточить деталь, переплести книгу.

Во время Гражданской войны, в трудные голодные дни семнадцатилетний парень оказался на продовольственном фронте в бескрайних Кулундинских степях на юге Западной Сибири. За два года жизни в сибирской деревне он научился пахать и сеять, убирать урожай, косить траву, молоть хлеб на ветряной мельнице. Воспоминания о Сибири через много лет нашли своё отражение в рассказах и повестях: «Дочь луны», «Саламата», «Шоша-шерстобит», «Страничка юности», «Счастливое крушение». Обогащённый жизненным опытом, в 1923 году Евгений возвращается на родину и через биржу труда устраивается подручным кондитера на пермскую кондитерскую фабрику «Рекорд». В это время были сделаны первые шаги в литературу. Рабкоровские корреспонденции, фельетоны, стихи Евгения Пермяка печатались в уральских газетах «Красное Прикамье», «Звезда», «Всходы коммуны», «Уральский рабочий» под псевдонимом «Мастер Непряхин». Вскоре молодой человек получил место второго режиссёра в драмкружке рабочего клуба коммунальников им. Томского.

В 1924 году Евгений Пермяк поступил в Пермский университет, на социально-экономическое отделение педагогического факультета. Там, кроме учёбы, он вёл активную общественную работу: сотрудничал с университетским журналом «Студент-пролетарий», писал пьесы и ставил в рабочих клубах Перми спектакли на революционные темы. Особое место в комсомольской работе университета занимала живая театрализованная газета «Кузница». Материал «газеты» разыгрывался в лицах, исполнялся в виде небольших театрализованных постановок, частушек и куплетов. Евгений Андреевич был одним из руководителей и авторов газеты. В 1925 году он был делегатом Всесоюзного съезда клубных работников в Москве, а через год представлял университет на Всесоюзном совещании живых газет.

В 1926 году Евгений Пермяк стал одним из инициаторов создания методического журнала для театральных агитационных коллективов Урала. Журнал под названием «Живая Театрализованная Газета» выходил два раза в месяц и публиковал рекомендации и сценарии выступлений. Репертуар в значительной степени создавал сам Пермяк и другие члены редколлегии. В 1929 году в Перми была издана его брошюра «История живой театрализованной газеты». Во время работы в журнале Пермяк написал свои первые пьесы для молодёжи: «За советским букварём», «Зелёный авангард», которые стали пробой пера в драматургии. Журнал получил широкое распространение и известность, вскоре его редакция переехала в Свердловск (сейчас – Екатеринбург). В это время у журнала появился наставник и сотрудник – Павел Петрович Бажов, автор знаменитых уральских сказов. Первые встречи с Бажовым навсегда остались в памяти Евгения Пермяка, стали началом большой творческой дружбы. Через много лет Евгений Пермяк написал книгу «Долговекий мастер», в которой с большим уважением и любовью рассказал о жизни и творчестве П. Бажова.

В 1932 году Евгений Пермяк решил стать на путь профессионального литератора, переехал в Москву. Развивая навыки, приобретённые в «Живой газете», он создаёт ряд драматических произведений, посвящённых жизни современной деревни, исторической судьбе русского народа. Одна за другой появляются пьесы: «Сказка про белого бычка», «Дубовый идол», «Золотая рыбка», «Лес шумит», «Рожь цветёт», «Перекат», «Серебряная ложка». Пьесы были очень разные по тематике, но выделялись острой современностью, народностью и юмором. Написанная к 20-летию Октябрьской революции героико-романтическая комедия «Лес шумит» была поставлена во многих театрах страны, в том числе в Москве и Ленинграде. В 1938 году Евгения Пермяка приняли в Союз писателей СССР. Перед Великой Отечественной войной вышла в свет пьеса в стихах «Шумите, ратные знамёна», где автор колоритно и своеобразно изображает освободительную битву князя Игоря против половцев. В эти же годы Евгений Пермяк задумал написать пьесу «Ермаковы лебеди» по мотивам одноимённого сказа П. Бажова. Писатель обращается к занимательным сюжетам и выразительным характерам «Малахитовой шкатулки», серьёзно изучает устное народное творчество Урала.

С началом войны Евгения Андреевича, как и многих других советских писателей, эвакуировали в Свердловск, где он прожил все военные годы. Пермяк активно сотрудничает с Совинформбюро, публикуется в газетах Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска, выступает на заводах. В то время местной писательской организацией руководил П. Бажов, с которым Пермяк дружил ещё со времён «живых газет». В совместных поездках Бажова и Пермяка по Уралу родились книги очерков «Уральские записки», «Строители». Через много лет писатель ещё вернётся к теме «Уральских записок» в книге об Урале и его тружениках «Мой край».

В эвакуации Евгений Пермяк закончил пьесу «Ермаковы лебеди», которую горячо одобрил и рекомендовал к печати Бажов. Этой пьесой Евгений Пермяк заявил о себе, как о писателе, способном неповторимо и оригинально изображать тему народной поэзии Урала. Позднее Пермяк написал ещё одну пьесу по сказу Бажова – «Серебряное копытце», изданную в 1956 году в Москве.

Одним из первых художественных произведений о тружениках советского тыла, о вкладе уральских металлургов в оборону страны была написанная в 1942 году лирическая комедия «Иван да Марья», которая с большим успехом прошла в Магнитогорском драматическом театре им. А. С. Пушкина.

С книгой «Кем быть?», вышедшей в 1946 году, начался новый этап в творчестве Евгения Пермяка – он приходит в детскую литературу. Спрос на детскую книгу в ту пору, особенно для дошкольников, был неимоверно велик. В основном внимание уделялось популяризации научного знания, а пропаганда труда, мастерства не получила должного освещения. Евгений Пермяк, который с детства сумел разглядеть и понять истинную силу творческой, целеустремлённой работы, решил поделиться своими знаниями. Писатель ведёт своих читателей на заводы, фермы, колхозные поля, плывёт по рекам, спускается в шахты. Книга отличалась ярким, выразительным языком. Автор смело использовал элементы фантастики, устное народное творчество: пословицы, поговорки, присказки. Книга была переведена на языки народов СССР, неоднократно издавалась за рубежом. Приёмы художественного изображения, стиль повествования, найденные Пермяком в этой книге, получили своё дальнейшее развитее в научно-популярных изданиях более позднего периода: «Герои грядущих лет», «Высокие ступени», «От костра до котла», «Сказ про газ», «Как солнышко электрическую лампочку зажгло», «Азбука нашей жизни». О тайнах техники написаны «Сказка о стане Терро-Ферро», «Иголкины братья». Эти произведения Пермяка послужили становлению научно-популярного жанра в советской детской литературе.

Творческая манера Пермяка испытала сильное воздействие «уральских сказов» П. П. Бажова, но традиционные темы добра и зла, благородства и смелости, верности и находчивости обретают в его сказках современное звучание. Сказки Евгения Пермяка – о труде и людях труда. Писатель считает, что только труд приносит счастье, почёт, радость, делает маленького человека большим. По признанию самого автора, у него постоянно вертелись в голове несколько десятков сказок. Евгений Пермяк долго и настойчиво работал, оттачивая каждую фразу своих сказок. В 1954 году в журнале «Огонёк» появились три коротенькие сказки, затем их стали печатать журналы: «Мурзилка», «Смена», «Юный техник», «Работница». В 1956 году был опубликован первый сборник сказок – «Счастливый гвоздь», а затем «Дедушкина копилка», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Замок без ключа» и, наконец, итоговые книги – «Памятные узелки», «Рассказы и сказки».

В 1958 году была написана пьеса-сказка «Золотая сорока», поднимающая проблемы трудового воспитания молодёжи. Опираясь на свой опыт драматурга, писатель создаёт в ней драматически оригинальные ситуации. Пьеса с большим успехом шла в Московском драматическом театре им. М. Н. Ермоловой. Идеи драматурга нашли живой отклик в сердцах юных зрителей.

Также Евгений Пермяк является автором рассказов для дошкольников и младших школьников. Первый опыт – книга «Торопливый ножик», вышедшая в 1957 году, имела успех у читателей. Через год был издан сборник рассказов «Тонкая струна», богатый тонкими наблюдениями, чувствами и раздумьями.

Для самых маленьких Евгений Пермяк написал рассказы и сказки: «Кто мелет муку», «Ах!», «Знакомые следы», «Пичугин мост», «Рукавицы и топор», «Смородинка», «Хитрый коврик», «Маленькие лукавинки». Эти произведения неоднократно переиздавались, входили в лучшие сборники произведений для детей. В 1969 году в издательстве «Детская литература» вышла повесть «Детство Маврика», которая охватывает множество событий на Урале в предреволюционную пору. В книге много живых и выразительных сцен, характерных деталей, передающих быт и эпоху. В процессе работы повествование разрослось в двухтомный роман для взрослых «Горбатый медведь».

Евгений Пермяк писал не только для детей. За свою долгую творческую жизнь он написал известные романы для взрослых: «Сказка о сером волке», «Старая ведьма», «Царство Тихой Лутони», «Последние заморозки», «Очарование темноты». Последняя книга Евгения Пермяка – сборник статей и очерков «Разговор без обиняков» – посвящена размышлениям о прожитой жизни.

Евгений Пермяк известен как общественный деятель. Долгие годы он был одним из руководителей Литфонда СССР, вёл семинары в Литературном институте им. А. М. Горького, работал в творческих секциях московских писателей. Он награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени.

Евгений Андреевич Пермяк умер 17 августа 1982 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. В Центральной городской детской библиотеке имени Е. А. Пермяка города Воткинска создан единственный в стране музей Евгения Пермяка. В основе музейной экспозиции – личные вещи Евгения Андреевича, переданные в дар библиотеке родственниками и друзьями писателя, его фотопортреты. Именем писателя названа улица в Перми и его родном Воткинске.

Источники:

https://prodetlit.ru/index.php/Пермяк_Евгений_Андреевич

Капица, Ф. С. Пермяк Евгений Андреевич / Ф. С. Капица // Русские детские писатели ХХ века : биобиблиографический словарь. – Москва, 1997. – С. 332–333.