Кот Егор
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
  1. Главная страница
  2. Медиа
  3. Календарь памятных дат и событий
  4. Представитель «натуральной школы»

Представитель «натуральной школы»

31.03.2022 Количество просмотров: 1342

К 200-летию со дня рождения Дмитрия Васильевича Григоровича

 

31 марта 2022 года исполняется 200 лет со дня рождения ДМИТРИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГРИГОРОВИЧА (1822–1900), русского писателя, автора повести «Гуттаперчевый мальчик» о трагической судьбе ребёнка-акробата, вошедшей в классику русской детской литературы.

Его наиболее значительные произведения – повести «Деревня» (1846) и «Антон-Горемыка» (1847), написаны в духе натуральной школы, требовавшей строго правдивого изображения действительности, и носят антикрепостнический характер. Впоследствии Григорович создаёт произведения из народной жизни: повести «Капельмейстер Сусликов» (1848), «Похождения Накатова» (1849), «Свистулькин» (1855) и другие, романы «Просёлочные дороги» (1852), «Рыбаки» (1853), «Переселенцы» (1855–1856).

Дмитрий Григорович родился в селе Черемшан (Никольское) Ставропольского уезда Симбирской губернии (ныне посёлок Никольское-на-Черемшане Мелекесского района). Отец его Василий Ильич был отставной гусар, служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба. Василий Ильич женился на француженке Сидонии де Вармон, дочери погибшего на гильотине роялиста де Вармона. Её сводная сестра Камилла Ле-Дантю была замужем за декабристом В. П. Ивашевым. Затем Василий Ильич приобрёл имение Дулебино в Каширском уезде Тульской губернии и стал помещиком. Григорович лишился отца в восемь лет и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему чисто французское воспитание. Обе женщины, ставшие волею судеб российскими помещицами, говорили исключительно по-французски. Мать и бабушка сторонились соседей-помещиков. Жили уединённо. Детское своё одиночество Григорович запомнил надолго. Оно, вероятно, было тем более тягостным, что, по свидетельству всех знавших его, Григорович всегда отличался большой общительностью, умением и желанием сближаться с людьми. Наполовину француз, Григорович в ранней молодости неудовлетворительно владел русским языком, долго говорил с французским акцентом.

Восьми лет от роду Дмитрия отвезли в Москву, где он пробыл около трёх лет во французском же пансионе Монигетти. С 1835 года Дмитрий Васильевич занимается в пансионе Костомарова, созданном для подготовки к поступлению в Санкт-Петербургское Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет), а в 1836 году мать записывает его в кадеты этого училища, в котором тот проучился до 1840 года и познакомился с Ф. М. Достоевским.

Григорович тяжело переживает переход из вольной среды пансиона в училище, известное суровой дисциплиной, шагистикой; кроме того, писатель испытывает отвращение к занимавшим почти всю учебную программу техническим наукам.

Инженера из Григоровича не получилось. Он по одному полукурьёзному обстоятельству вышел из Главного инженерного училища недоучившись: не отдал на улице честь великому князю Михаилу Павловичу, сбежал от догонявшего адъютанта, но был «вычислен» дирекцией и подвергнут наказанию. Это повлекло за собою ряд трагикомических последствий, весьма забавно рассказанных в «Воспоминаниях» Григоровича. Рассеянного кадета посадили на неопределенное время в карцер и только по болезни перевели на некоторое время в лазарет.

Не имея к точным наукам никаких предпочтений, Григорович переводится в Академию художеств. Здесь он довольно близко познакомился с Тарасом Шевченко. Художник из него также не получился, и Дмитрий Васильевич оставил Академию. Через некоторое время, благодаря случайной встрече с директором императорских театров А. М. Гедеоновым, Григорович стал служить в канцелярии петербургского Большого театра. Знакомство с театральным миром побудило Дмитрия Васильевича заняться переводами модных французских водевилей. Дело пошло на лад, вскоре он пишет несколько оригинальных рассказов, но это не означало, что Григорович стал настоящим писателем.

В 1858–1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан». Первые литературные опыты Григоровича рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду”», были ещё очень слабы в художественном отношении.

Около 1841 года Григорович познакомился с Некрасовым, в то время издававшим разные юмористические сборники: «Первое апреля», «Физиология Петербурга» и другие. Позже в них и появились первые серьёзные произведения молодого писателя – «Штука полотна» (1846) и «Петербургские шарманщики» (1845), которыми он обратил на себя внимание В. Г. Белинского. Также писал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле».

В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых, в неполные 23 года Григорович берётся за большую повесть. В конце 1846 года была напечатана (в «Отечественных записках») «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 году в «Современнике» вышел знаменитый «Антон Горемыка».

Повесть «Антон Горемыка» В. Г. Белинский считал «больше, чем повестью». «...Это роман, – писал он, – в котором всё верно основной идее, всё относится к ней, завязка и развязка свободно выходят из самой сущности дела... Несмотря на то, что Антон – мужик простой, вовсе не из бойких и хитрых, он лицо трагическое, в полном значении этого слова. Эта повесть трогательная, по прочтении которой в голову невольно теснятся мысли грустные и важные». 

Григорович первый посвятил большую повесть ежедневному быту самого серого простонародья – не того, «лубошного», а народа во всей его неприглядности. Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича унижение народа.

Затем последовал ряд небольших повестей из столичной жизни. В начале 1860-х годов, когда в редакции «Современника» произошёл раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Григорович был всецело с первой группой и вышел из «Современника».

Чернышевский в своей статье «Не начало ли перемены?» подверг резкой критике Тургенева и Григоровича. По мнению современников, с тех пор Григорович к Чернышевскому, лидеру радикалов, относился с ненавистью.

С 1864 года Григорович надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу «Общества поощрения художеств», деятельным секретарём которого он оставался долгое время. За долголетние труды Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия.

В середине 1880-х годов Григорович снова берется за перо и пишет повести «Гуттаперчевый мальчик», «Акробаты благотворительности» и «Воспоминания».

Его повесть «Гуттаперчевый мальчик» (1883) была расценена критикой как «маленький шедевр». В «Гуттаперчевом мальчике» писатель затрагивает весьма злободневный вопрос – проблему обездоленного детства. Историю жизни ребёнка, у которого «в детстве не было детства», и рассказывает писатель в своей повести. Григоровичу удалось с большой силой поставить вопрос об ответственности общества за судьбы обездоленных. В согласии с жизненной правдой писатель отказался от благополучной развязки и назидания.

Сатирическая повесть «Акробаты благотворительности» (1885), обнажавшая фальшь светского общества, имела успех у читателей. Ее название стало общеупотребительным выражением.

В 1883 году Григорович снова попробовал свои силы как переводчик. Его перевод повести П. Мериме «Этрусская ваза» до сих пор остается непревзойдённым и включается во все издания сочинений французского писателя.

В последние свои годы писатель занимается написанием «Литературных воспоминаний» (1893), где для будущих поколений рисует портреты Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и других классиков, с которыми ему пришлось общаться в жизни.

Будучи уже известным литератором, Дмитрий Васильевич оказался в центре весьма знаменательного события – путешествия Александра Дюма-отца по России, которого он сопровождал, обогатив впечатления знаменитого французского писателя подробными рассказами о жизни и творчестве А. С. Пушкина, А. И. Полежаева, Н. А. Некрасова, И. И. Лажечникова, И. И. Панаева (на его дачу близ Ораниенбаума Григорович привозил Дюма).

Дмитрий Васильевич Григорович умер в Петербурге 22 декабря 1899 года. Его похоронили на Волковом кладбище.


Источники:

https://biblioozery.ru/biblioteka-imeni-grigorovicha/

https://www.livelib.ru/author/229166-dmitrij-grigorovich

http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/grigorovich_dv.php