Кот Егор
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15

Писатель доброй души

26.06.2022 Количество просмотров: 1925

26 июня 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения ЮРИЯ ЯКОВЛЕВИЧА ЯКОВЛЕВА (настоящая фамилия – Ховкин) (1922–1996), русского писателя, сценариста, публициста, автора повестей для детей: «Багульник», «Когда уезжает друг», «Мальчик с коньками», «Собирающий облака», «Саманта» «Верный друг Санчо». Темы его произведений – школьный быт, детская дружба, память о войне.

Будущий писатель родился 26 июня 1922 года в Петрограде. Отец служил бухгалтером, мать во время Первой мировой войны была сестрой милосердия. Дед Юрия по материнской линии Алексей Иванович Филин происходил из крестьян. В двенадцатилетнем возрасте он покинул родную деревню на Белом озере, пришёл в Петербург на заработки и остался жить в городе. Писатель запомнил деда как человека трудолюбивого, сохранившего «деревенский корень» и часто рассказывавшего о прежней жизни.

Каждое лето семья уезжала в деревню, мать приучала сына к крестьянскому труду. Отголоски ранних впечатлений будут слышны во многих произведениях Яковлева о животных («Воспоминания о корове» (1970), «Продаётся старая лошадь» (1975)). После того, как отца Юрия арестовали, семья жила в бедности. Мать умерла в блокадном Ленинграде летом 1942 года и была похоронена в братской могиле на Пискарёвском кладбище. Её памяти писатель посвятил рассказы «Сердце земли» (1967) и «Мама» (1982).

Как большинство школьников, Юрий Ховкин был пионером. Пионерские впечатления нашли отражение в автобиографии («Немного о себе», 1978) и нескольких его ранних произведениях.

Ещё в школьные годы Юрий сочинял стихи (первое произведение было посвящено столетию со дня смерти А. С. Пушкина), участвовал в литературных кружках и публиковался в стенгазете.

В ноябре 1940 года восемнадцатилетнего Юрия, недавно окончившего школу, призвали в армию. Он расстался с матерью на запасных путях Московского вокзала в Ленинграде. Их встреча стала последней, солдатский путь Юрия Ховкина составил шесть долгих лет.

С началом Великой Отечественной войны Юрий Ховкин участвовал в обороне Москвы, получил ранение. В его памяти навсегда остались бои у подмосковной деревни Фуники, где шестая зенитная батарея ежедневно подвергалась бомбёжке с воздуха и ждала наступления немецких танков. 2 сентября 1944 года химинструктору Ховкину вручили медаль «За оборону Москвы». Другие награды (орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией») он получил уже после окончания войны.

Военные впечатления помогли Юрию Ховкину осознать себя как поэта и дали богатый материал для произведений. Боец был активным военкором, публиковал стихотворения и очерки о жизни бойцов, а также материалы о боевом опыте – в основном, в газете Московского фронта ПВО «Тревога».

Уже в ранних произведениях главными для писателя были проблемы мужества, патриотизма, связи поколений (в одном из стихотворений автор приводил будущий разговор фронтовички с дочерью). В декабре 1946 года Юрий Ховкин демобилизовался из армии. В 1948 году у Юрия Яковлевича и его супруги Нонны Сергеевны, библиотекаря, родился сын Андрей.

Юрий Яковлевич поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. В период обучения наставниками молодого поэта были Михаил Светлов и Агния Барто. Циклы стихов об армии, напечатанные в ежемесячном литературно-художественном журнале «Знамя», тепло напутствовал поэт Николай Тихонов. В литературный мир автор вступил под псевдонимом Яковлев, взятым в честь отца. Впоследствии псевдоним заменил писателю фамилию.

В 1949 году вышла первая книга Яковлева – небольшой сборник «Наш адрес: стихи о пионерском лете». С этой публикации начинаются путь Яковлева как детского поэта и его многолетнее сотрудничество с издательством «Детгиз», ставшим для автора «родным домом». В 1950-е годы Юрий Яковлев писал, в основном, стихотворения и поэмы для детей. К моменту окончания Литературного института в 1952 году он уже был автором пяти книг стихов: кроме «Нашего адреса» вышли «Зелёная книга» (1950), «Какая сегодня погода» (1950), «В нашем полку» (книга стихов для взрослых), «Наш Андрейка» (обе – 1951). В 1951 году Юрий Яковлев был принят в Союз писателей СССР. Его стихи были отмечены Львом Кассилем, благожелательно встречены коллегами.

В раннем творчестве Яковлева заметно влияние Агнии Барто и Сергея Михалкова. Стихотворения Ю. Яковлева учили читателя патриотизму и интернационализму, любви к родной природе («Какая сегодня погода», 1950), трудолюбию и уважению к чужой работе («Кому спасибо говорим», 1954), решительности («Про смелого Никиту», 1954). Герои с детских лет осознают себя гражданами Советского Союха, в своих играх готовятся к трудовой жизни.

Юрий Яковлев делал вольные переводы с болгарского («С барабаном и знаменем» Ц. К. Ангелова), эстонского («Матросская шапка» Р. Л. Парве), латышского («Приход весны» и «Два друга» П. Силса), узбекского («Счастливые дети» К. Хикмата). Писатель работал в газетах и журналах, много ездил по стране. Побывал на строительстве Волго-Донского канала (1948–1952) и Сталинградской (Волжской) ГЭС (1950–1961), в колхозах Винницкой области Украины, цехах Уралмаша и школах Рязанской области, у нефтяников Баку. Посещал руины Брестской крепости, был на пограничных заставах Белоруссии и участвовал в учениях Прикарпатского военного округа. Встречал в море знаменитую китобойную флотилию «Слава», занимавшуюся промыслом в антарктических водах. Постоянно общался со школьниками, воспитанниками детских домов, юными посетителями библиотек. Главным принципом журналиста было «не «собирать материал», а пожить жизнью своих героев».

Писатель-журналист порой ставил в своих статьях острые вопросы. Наряду с идеологически правильными произведениями о советских тружениках он напечатал статью «Взвейтесь кострами, синие ночи», в основу которой легли наблюдения, сделанные в пионерлагерях Ульяновской, Куйбышевской и Пензенской областей («Смена», № 641, февраль 1954). Журналист был обеспокоен исчезновением атмосферы дружбы и романтики, повсеместным распространением формализма и бюрократизма. Автор статьи делал вывод: нельзя заниматься пионерской работой «без любви, без выдумки», без внимания к личности ребёнка. (Десять лет спустя эта тема вновь прозвучит в фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».)

В конце 1950-х – начале 1960-х годов Юрий Яковлев обратился к прозе: повлияли работа в прессе, накопленные за время поездок по стране впечатления и уроки старших товарищей – Рувима Фраермана, Льва Кассиля, Якова Тайца. Из первого небольшого сборника рассказов под названием «Пост номер один» (1958) юный читатель мог узнать, как постигают военное дело и преодолевают трудности солдаты-новобранцы. В предисловии автор противопоставил отвлечённые мечты о подвиге и упорство мальчика, сумевшего преодолеть свой страх перед упражнением на гимнастическом снаряде.

Переломным моментом стала публикация в журнале «Огонёк» небольшой повести «Станция «Мальчики» (1960) – о побеге из дома восьмилетнего Алёши. Произведение вошло в одноименный сборник (1961). Вслед за этой повестью выходит другая – «Мальчик с коньками» (1961), её темой стала память о Великой Отечественной войне. Случайная встреча с незнакомцем, нуждающимся в помощи, становится для «трудного» подростка, выросшего без отца, проверкой на человечность. Повесть стала одним из самых известных произведений Яковлева, входила в большинство его книг, начиная со сборника «Станция «Мальчики», и была экранизирована (режиссёр С. В. Гиппиус, 1962).

В 1962 году газета «Известия» опубликовала рассказ «Собирающий облака». Главный герой – Коля Малявкин – стал первым в череде внешне незаметных, «невезучих» детей, сочувственно изображаемых Яковлевым. Перед героем, которого недооценивали взрослые, встал выбор: смириться с навязанной ему ролью или показать себя с другой стороны.

Далее в творчестве Яковлева стала преобладать проза. Автор публиковался периодике, ряд очерков и статей составил сборник «Зелёная лампа и Красная звезда» (1963). Выходили и стихи – книга «Письмо пионеров солнцу», посвящённая жизни юных ленинцев и покорению космоса (1964), сборник «взрослых» стихотворений «Зимняя радуга» (1965). Поэтическая «школа» повлияла не только на лиризм, лаконизм, ритмичность стиля, но и сказалась в преобладании малых жанров. Наибольшую известность в творчестве Яковлева получили рассказы и повести для детей.

Важнейшее место в творчестве Юрия Яковлева занимала тема Великой Отечественной войны и памяти о ней. Рассказы на эту тему включены в сборники «Сердце земли» (1967), «Позавчера была война» (1970), «Где стояла батарея» (1971), «Колыбельная для мужчин» (1976), «Неприкосновенный запас» (1983), «Кепка-невидимка» (1987). Автора интересовало влияние войны на души людей и их дальнейшие судьбы. У каждого остаётся свой «след» – потеря близкого человека («Сердце земли», «Реликвия»), осколок в груди или увечье («Мальчик с коньками», «Бамбус»), боль от гибели друга и тяжёлый долг сообщить правду его родным («Сретенские ворота»), страшные испытания, пережитые детьми («Цветок хлеба», «Девочки с Васильевского острова»), проявление лучшего в человеке на войне («Подвиг велосипедиста», «Командир роты»). Потомки победителей – юные герои протиписателя – противостоят забвению прошлого и клевете на героев («Девочки с Васильевского острова», «Друг капитана Гастелло», «Зимородок»).

Многие произведения Юрия Яковлева имеют документальную основу. Истории ленинградских детей-артистов, выступавших на фронте, легли в основу повести «Балерина политотдела» (1976); рассказ «Память» посвящён погибшей партизанке Лиде Демеш (1930–1943). В повести «Девушка из Бреста» изложена действительная история Клавдии Ильиничны Шаликовой (р. 1926).

В центре внимания писателя стояли нравственные вопросы, ставящие ребёнка или подростка в ситуацию выбора – самопожертвование («Рыцарь Вася», 1964), отстаивание справедливости («А Воробьёв стекло не выбивал», 1972), борьба с жестокостью («Он убил мою собаку», 1964), переживание смерти близких («Баваклава», 1976).

Юрий Яковлев обращался и к публицистике для детей. В 1979 году выходит книга «Закон твоей жизни» (2-е издание, 1981) – литературный комментарий к новой советской конституции. Выходили книги патриотических очерков «Родная страна (1982), «Моя родина (1989). Важное место занимала в творчестве Юрия Яковлева тема связи поколений. С семьи начинаются любовь к Родине и познание мира («Сердце земли», 1967; «Мама», 1982), память о героическом прошлом («Салют», 1967), уроки самоотверженной любви («Баваклава»). Писал Яковлев и о семейных проблемах – равнодушном отношении к ребёнку («Собирающий облака»), проблемах неполных семей: «Игра в красавицу» (1968), «Сын лётчика» (1964), «Травести» (1978).

Ещё одна тема книг Юрия Яковлева – работа учителей, вожатых, руководителей образования. Писатель показывал образец педагога, сочетающего разумную строгость и доброту («Бамбус»), пример учителя-героя («Учитель истории», 1968; «Память», 1974), педагога, открывающего в «нелюбимых» учениках или детях из отряда прекрасные качества («Собирающий облака», «Багульник», «Разбуженный соловьями»).

Во многих произведениях нашла выражение любовь писателя к животным. Юрий Яковлев утверждал: «В человеке не может быть две жестокости. Жестокость одна. Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Добро, как и зло, неделимо, оно едино в самых своих сложных проявлениях».

У Юрия Яковлева за жизнь сменилось несколько собак – овчарки Динго, Эгри, Зной, Гвидон... Как вспоминала Ксения Викторовна Драгунская, он заботился и о бездомных псах. Доброму отношению к «братьям меньшим», чувству ответственности за судьбу животных посвящены произведения «Я иду за носорогом» (1965), «У человека должна быть собака» (1967), «В гостях у собаки» (1967), «Хромой лев» (1967), «Урс и Кэт» (1968). Широкую известность получила сказка о белом медвежонке – «Умка» (1969). Юрий Яковлев поддерживал семью Берберовых, растивших в своей квартире львов – сначала Кинга I, а потом Кинга II. Помимо очерков на этот сюжет, писатель создал сказку-повесть «Лев ушёл из дома» и сценарии для дилогии фильмов «У меня есть лев» и «Лев ушёл из дома».

Писатель сотрудничал с детским литературным клубом «Бригантина», работавшим в московской школе № 74. Верой в то, что общение детей из разных стран поможет установить мир на земле, проникнуты повести «Верный друг Санчо» (1974) и «Саманта» (впервые: «Юность», 1986, № 6). Фантазия-быль «Саманта» основана на истории американской девочки Саманты Смит (1972–1985), посла доброй воли, решившей лично убедиться в отсутствии у Советского Союза завоевательных планов и посетившей страну в 1983 году.

Юрий Яковлев плодотворно сотрудничал с кинематографом: был членом редколлегии сатирического киножурнала «Фитиль», основанного С. В. Михалковым, членом художественного совета студии «Союзмультфильм». По его сценариям было снято около пятидесяти фильмов и мультфильмов.

В сценарии к фильму «Девочка, хочешь сниматься в кино?» (1977), основанном на реальных событиях, нашел выражение авторский кодекс: искусство должно быть чуждым меркантильности, ради искусства нельзя причинять страдания живому существу. За киносценарий «Семеро солдатиков» писатель был награждён Государственной премией СССР.

Став известным писателем, Юрий Яковлев побывал в Югославии, Англии, Италии, Франции, Турции и США. Некоторые произведения («Учитель истории», «Воспоминания о корове») были основаны на впечатлениях, полученных во время зарубежных поездок.

В середине 1970-х годов сын писателя Андрей, решивший стать ортодоксальным иудеем и репатриироваться в Израиль, порвал отношения с отцом. В 1987 году Андрей Яковлев эмигрировал. Сейчас он известен как автор книг по истории российских евреев и хасидизму, пишущий под псевдонимом Эзра Ховкин.

Между тем, Юрий Яковлев продолжал писать о советских ценностях (книга повестей о Ленине «Площадь Восстания», 1989). В 1989 году он написал мистерию «Имя девочки – Вечность», посвящённую всемирно известным девочкам, чьи жизни трагически оборвалась в юном возрасте – Тане Савичевой, Анне Франк, Сасаки Садако, Саманте Смит. Последняя книга – «Ваши права, дети» – увидела свет в 1992 году, она представляет собой художественное изложение принятой в 1989 году Конвенции о правах ребенка. В 1992 году выходит и последний прижизненный сборник – «Избранное».

В 1985 году Яковлев стал лауреатом Государственной премии СССР. Писатель всегда был уверен, что: «Добро, как и зло, неделимо, оно едино в самых своих сложных проявлениях».

Юрий Яковлев умер 29 ноября 1995 года в Москве после долгой тяжёлой болезни, похоронен на Даниловском кладбище.

Источники:

https://prodetlit.ru/index.php/Яковлев Юрий Яковлевич

 Тубельская, Г. Н. Яковлев Юрий Яковлевич (1922–1996 ): [биобиблиогр.] / Г. Н. Тубельская // Детские писатели России. Сто имён : биобиблиографический справочник. Ч. II. М–Я / Г. Н. Тубельская – Москва, 2002. – С.219–223.