Кот Егор
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15

Переводы с детского

17.02.2021 Количество просмотров: 3256

17 февраля 2021 года исполняется 115 лет со дня рождения АГНИИ ЛЬВОВНЫ БАРТО (1906–1981), русской детской поэтессы, лауреата Ленинской премии 1973 года за книгу стихов «За цветами в зимний лес». Её произведения – «Мальчик наоборот» (1934), «Игрушки» (1936), «Фонарик», «Машенька», «Снегирь» (1939) и другие издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии.

Редко встретишь у нас человека, который с колыбели не помнил бы и не любил такие простые и такие родные строчки:

 Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

 Поэзия Агнии Барто – это удивительный сплав юмора, лирики, сатиры и мудрости. В 1925 году она впервые переступила порог Госиздата. Редактор, посмотрев её стихи, направил Агнию в отдел детской литературы. Так и появился новый детский поэт. В том же году были опубликованы книжки стихов для детей – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка», «Братишки». Её незаурядный талант был отмечен В. В. Маяковским и К. И. Чуковским. Ритм, рифмы, образы и сюжеты её стихов были близки и понятны миллионам людей. В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 году ей была присуждена Международная премия им. Х. К. Андерсена. Её творческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».

Часто пишут, что Агния Барто родилась в Москве, 17 февраля 1906 года. Но эта дата неверная: на самом деле Агния Львовна родилась в 1907 году. Лишний год в её биографии появился потому, что в годы гражданской войны юной Агнии нужно было устроиться на работу. Отец поэтессы, Лев Николаевич Волов, был врачом-ветеринаром, мать вела домашнее хозяйство. Девочка училась в гимназии, занималась балетом, увлекалась поэзией. И хотя она окончила хореографическое училище и была принята в балетную группу, танец не стал делом всей её жизни. Как и многие девочки в то время, Агния страстно увлекалась поэзией и была «подахматовкой» – так называли подражательниц Анны Ахматовой. Агния пыталась сочинять, писала стихи про рыцарей, сероглазых королей, бледные небеса и румяные розы, пока не открыла для себя Маяковского. С тех пор все нежные образы были забыты, а стихотворный альбом юной поэтессы стал заполняться «лесенкой» и каламбурами. Агния Барто считала Маяковского одним из главных своих учителей, именно у него она училась искусству новых форм. Влияние Маяковского обнаруживается в стремлении Барто к сатире, к публицистике, близкой к газетному фельетону.

Юность Агнии Воловой, как и многих её соотечественников, родившихся в начале XX века, пришлась на годы революции и гражданской войны. Семья пережила эти времена, не попав в адские жернова. Но средств и продуктов не хватало и Агнии пришлось работать, она стала продавцом в магазине одежды.

Агния продолжала танцевать и сочинять стихи, но профессиональным поэтом себя, конечно же, ещё не видела. Важное жизненное решение помог принять случай. На одном из театральных вечеров в хореографическом училище Агния читала свое стихотворение «Похоронный марш»: оно было трагическим и звучало под музыку Шопена. Но присутствующий на этом вечере народный комиссар (по-современному, министр) просвещения Анатолий Васильевич Луначарский не мог сдержать смеха. Луначарский был не только политиком, но и писателем, литературным критиком. Что так развеселило этого человека, остается неизвестным, но известно, что он дал Агнии дельный совет – всерьёз заняться поэзией и писать не просто стихи, а стихи для детей. Так было положено начало профессиональной карьеры будущей поэтессы, и было это в 1920 году. Много лет спустя Агния Львовна вспоминала с иронией тот факт, что первые оценки её творческого пути были довольно оскорбительными. (Юным поэтам обычно приятнее, когда признают их трагический талант, а не комический.)

В 1924 году Агния окончила хореографическое училище и была принята в балетную труппу. Намечались зарубежные гастроли, но Агния по настоянию отца не стала в них участвовать. В восемнадцать лет она вышла замуж за поэта Павла Барто, вместе они написали несколько стихотворений. У них родился сын Эдгар, но брак не был долгим. Спустя несколько лет Агния Барто ушла из этого семейного и творческого союза, встретив свою настоящую любовь. Второй её брак, с учёным-энергетиком Андреем Щегляевым, стал долгим и счастливым. Их дочь Татьяна Андреевна всегда говорила, что родители очень любили друг друга.

Стихи Агнии Барто стали популярными благодаря тому, что они были тесно связаны с новыми интересами детей. Они отличались редким тогда в детской поэзии публицистическим настроем. Агния Барто прямо говорила с маленьким читателем на серьёзные темы и не скрывала воспитательную тенденцию под игрой или выдумкой. Важным было и то, что Барто часто писала об общественном поведении ребёнка. Примером могут служить стихотворение «Девочка чумазая»:

 – Ах ты, девочка чумазая,

где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

на локтях – дорожки.

– Я на солнышке

лежала,

руки кверху

держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

 В стихах Барто можно было разглядеть сатиру, в чём прослеживалось несомненное влияние Маяковского. Однако сатира у Барто всегда была приглушена мягкой лирической интонацией, чему учил её другой мастер – Корней Чуковский. Он требовал от молодой поэтессы лиричности («...только лиричность делает острословие юмором»), тщательной отделки формы вместо «рюшек и оборочек», с помощью которых так легко поразить неискушённого читателя.

Барто продолжала писать для детей и от имени детей – это было её призвание. Дети были героями всех её стихотворений – мальчики и девочки, малыши и школьники, они жили реальной жизнью, и их портреты были весьма узнаваемы, а образы убедительны. Во многих стихах звучит детское имя. Например, «Непоседа», «Болтунья», «Королева», «Копейкин», «Новичок», «Вовка – добрая душа», «Катя», «Любочка». В своём творчестве Барто считала важным дать психологический портрет ребёнка, но при этом она не вдавалась в морализаторство. Она мастерски подмечала возрастные особенности и «проблемные» черты детей и предлагала им взглянуть на себя со стороны, заняться самовоспитанием. Здесь Агния Барто как будто бы посмеивалась над своими героями, но делала это тактично, с мягкой иронией, не допуская глупого и злого смеха. В чём-то она помогала и родителям, давая им понять, что детские недостатки формируются самими взрослыми. Лень, корысть, жадность, самолюбование, враньё, детская злость легко устранимы, если вовремя обратить на них внимание. Родители же, обычно читающие книжки детям, должны разглядеть эти подсказки, исходящие от чуткого и доброго человека.

В 1936 году вышел в печать стихотворный цикл о малышах и для малышей «Игрушки». «Мишка», «Бычок», «Слон», «Грузовик», «Кораблик», «Мячик» – эти стихотворения дети запоминают быстро и с большой охотой. Они звучат так, как если бы говорил сам ребёнок, воспроизводят особенности детской лексики и синтаксиса.

Среди «малышовых» стихотворений Агнии Барто есть такие, которые посвящены важным моментам жизни ребёнка – например, рождению брата или сестры. Автор показывает, как это событие переворачивает жизнь старших детей. Кто-то из них ощущает потерянность и ненужность, а кто-то, наоборот, начинает осознавать свою взрослость и проявляет заботу. («Обида», «Настенька», «Света думает», «Комары».)

В предвоенные годы Агния Львовна создавала поэтический образ советского детства. Счастье, здоровье, внутренняя сила, дух интернационализма и антифашизма — таковы общие черты этого образа («Дом переехал» (1938), «Сверчок» (1940), «Верёвочка» (1941)). Когда началась война, мужа Агнии Львовны – известного инженера, специалиста по паровым турбинам, направили работать в Свердловск (сейчас – Екатеринбург). Вместе с ним на Урал поехала и семья. И здесь писательница не осталась без работы. Агния Барто продолжала писать стихи, выступала в госпиталях, в школах, на радио. Но ей был нужен новый типаж, новый, повзрослевший герой. Барто обратилась за советом к Павлу Бажову, который предложил пойти поучиться в ремесленном училище. Так Агния Барто стала обучаться токарному мастерству. Для неё это был опыт общения, необходимый, чтобы понимать поколение, растущее в военное время. К этому периоду можно отнести стихотворный цикл «Уральцы бьются здорово», сборник «Подростки» (1943), поэму «Никита» (1945).

В годы войны Агния Барто упорно добивалась командировки на фронт и, с трудом получив разрешение, провела на передовой двадцать два дня. Она объясняла своё желание, что не может писать для детей о войне, не побывав там, где свистят пули.

Семья Щегляевых-Барто вернулась в Москву в мае 1945 года, когда вот-вот должна была закончиться война. Но Агнии Львовне не удалось ощутить в полной мере счастье от Дня Победы: за несколько дней до этого по трагической случайности погиб её семнадцатилетний сын. Чтобы свыкнуться с горем, Барто окунулась в работу, стала посещать детские дома. Она выступала перед детьми, читала стихи, наблюдала за их жизнью. Так в творчестве поэтессы возникла новая тема – защита детства от бед взрослого мира. В 1947 году вышла поэма Агнии Барто «Звенигород». В ней она описала детский дом – дом, в котором живут дети, чьи родители погибли в военное время, и привела воспоминания этих детей. Это была всё та же узнаваемая Агния Барто, с её легким, лиричным стилем, но в интонациях была слышна скрытая горечь и трагичность.

Время, которое Агния Барто проводила в детских домах, обернулось новым опытом и новыми заботами, которые растянулись почти на девять лет. Отправной точкой стала поэма «Звенигород»: её читали люди, которые также потеряли своих детей в военное время. И вот одна женщина написала Агнии Барто письмо: в нём не было просьб – только надежда, что её дочь может быть жива и попала в хороший детский дом. Писательница не могла оставить эту беду без внимания. Приложив все усилия, Агния Барта разыскала пропавшую девочку. История, конечно же, на этом не закончилась. Агнии Барто начали приходить письма с просьбами о помощи, которые тоже не остались без внимания. В результате в 1965 году на радио «Маяк» появилась программа «Найти человека», которой писательница посвятила девять лет жизни. Каждый месяц 13-го числа у радиоприёмников собирались миллионы радиослушателей, и каждый раз они слышали голос Агнии Львовны Барто. И для неё этот день был особенным, потому что она могла сообщить о том, что встретились ещё несколько потерянных душ, которых раскидало по военным дорогам. При помощи этой программы было воссоединено 927 семейств. Опыт поиска людей, общение с теми, кто искал и находил, позже позволили Агнии Барто написать книгу «Найти человека». Она переиздавалась несколько раз.

В послевоенное время Агния Барто побывала в нескольких зарубежных странах. Из каждой поездки она привозила детские стихи, рисунки. Сначала поэтесса делала это просто для себя, а потом подумала, что это будет интересно и другим. «Невеликие поэты» – так шутливо Барто называла маленьких авторов. Результатом интернационального общения стал сборник «Переводы с детского» (1976), в него вошли стихи, написанные детьми из разных стран. Но, по словам самой поэтессы, это были не переводы. Она объясняла так: «Переводы их стихов? Нет, стихи детей, а написаны они мной… Конечно, я не знаю многих языков. Но знаю язык детский. И потому в подстрочном переводе стараюсь уловить чувства детей, понять, что они думают о дружбе, о мире, о людях».

В 1976 году вышла книга «Записки детского поэта», составленная из дневниковых записей разных лет, из литературных портретов, очерков и размышлений. Свободная, непринуждённая манера изложения помогает составить представление о личности поэтессы, о её взглядах на жизнь. «Записки детского поэта» подводят итоги размышлений и богатого опыта Агнии Барто – поэтессы, педагога, общественного деятеля.

Агния Львовна Барто была награждена правительственными наградами, являлась лауреатом Государственной премии СССР. Но главная её награда – это любовь множества людей, которые читают её стихи своим детям и внукам.

Поэтесса энергично трудилась до самой смерти, не чувствуя возраста, выступала, общалась, готовила к изданию свой четырёхтомник. Агния Барто скоропостижно умерла 1 апреля 1981 года. Её смерть стала неожиданностью для всех. Но она продолжает жить в своём творчестве, в своих стихотворениях.

Интересные факты

·        На стихи Агнии Барто написано немало песен, музыку к которым писали Исаак Дунаевский, Дмитрий Кабалевский, Сергей Прокофьев, Тихон Хренников. Песня «Уральцы бьются здорово» получила первую премию на конкурсе «Урал – кузница оружия».

·        Агния Барто – автор сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной, 1939), «Слон и верёвочка» (1945), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10000 мальчиков» (1961), «Ищу человека» (1973).

·        В гитлеровской Германии, когда фашисты устраивали жуткие аутодафе, сжигая книги неугодных авторов, в одном из этих костров вместе с томами Гейне и Шиллера горела и тоненькая книжечка Агнии Барто «Братишки».

·        25 февраля 1968 года советский астроном Л. И. Черных в Крымской астрофизической обсерватории открыл новый астероид и назвал его в честь Агнии Барто – (2279) Барто. Имя писательницы также носит один из кратеров на Венере.

·        Агния Барто имела несколько наград, но одна награда была ей во сто крат дороже, и называлась она «медаль за улыбку». Писательница получила эту награду от детей, радиослушателей передачи «Радионяня».

Источники:

http://vokrugknig.blogspot.com/2016/02/blog-post_66.html

Арзамасцева, И. Н. Агния Львовна Барто / И. Н. Арзамасцева // Детская литература : учебное пособие / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – Москва, 1997. – С. 248–256.

Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь в 3-х частях. Часть 1-я. – Москва, 1998.