Кот Егор
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15

Колумб Замоскворечья

12.04.2023 Количество просмотров: 889

12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА ОСТРОВСКОГО (1823–1886), выдающегося русского литератора, классика русской драматургии, автора знаменитых пьес: «Гроза», «Бесприданница», «Горячее сердце», «Таланты и поклонники», «Лес», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Волки и овцы» и многих других. За 40 лет литературного труда драматург написал около 50 пьес, ставших репертуарной основой национального русского театра, театра Островского. А. Н. Островский владел несколькими языками: английским, французским, испанским, немецким, итальянским, латынью и древнегреческим. Переводил произведения зарубежных классиков: Карло Гольдони, Мигеля де Сервантеса, Уильяма Шекспира.

Творчество Александра Островского оставило мощный след в развитии отечественного драматического театра. Его произведения составляют основу театрального репертуара России, а созданные им образы – властолюбцы, лицемеры, жадные купцы, чиновники, помещики, богомольцы и служанки стали художественной летописью российской повседневности середины XIX века. В пьесах драматурга запечатлён колорит русской жизни, это настоящая энциклопедия российских нравов и характеров. Произведения А. Н. Островского разобраны на цитаты и афоризмы.

Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка», построенная на поэтических образах славянской мифологии.

Александр Островский родился в Замоскворечье, в купеческом доме на Малой Ордынке. В этом районе Островский провёл свои юные годы, а дом, где он появился на свет, существует по сей день. Отец Александра Островского был сыном священника. Окончив духовную академию, молодой человек решил посвятить себя светской профессии и подался в судейские чиновники. Мать Любовь Островская скончалась, когда сыну было 8 лет. Спустя 5 лет после смерти жены отец женился вновь на женщине из дворянского сословия.

Карьера Николая Островского шла в гору, он получил дворянское звание, посвятил себя частной практике и зажил на доходы от предоставления услуг богатым купцам. В его собственность вошло несколько имений, и к концу трудовой деятельности он перебрался в Костромскую губернию, в село Щелыково, где стал помещиком.

Александр поступил в Первую московскую гимназию в 1835 году и стал выпускником в 1840-м. Уже в юности мальчик увлекался литературой и театральным делом. Потакая отцу, он поступил в Московский университет на юридический факультет. В годы обучения там Островский проводил всё свободное время в Малом театре, где блистали актёры Павел Мочалов и Михаил Щепкин. Увлечение молодого человека заставило его оставить учёбу в 1843 году.

Отец питал надежду на то, что это прихоть, и пытался пристроить сына на выгодную должность. Александру Николаевичу пришлось пойти работать писцом сначала в Московский совестный суд, потом, в 1845 году – в канцелярию Московского коммерческого суда. Там он стал чиновником, принимавшим просителей устно. Этот опыт драматург часто использовал в своём творчестве, вспоминая немало интересных случаев, услышанных им за время практики.

Литературой Островский увлёкся в юности, зачитываясь произведениями Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых опытах. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтёмся». В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров. Язык произведений лёгок и прост, а финал ознаменован моральной подоплёкой.

После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения. Островского внесли в перечень «неблагонадёжных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак Александра Николаевича с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.

Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актёрского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.

С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объёма работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с И. С. Тургеневым и Л. Н. Толстым, стал сотрудником журнала «Современник».

В 1856 году Островский участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Он побывал в верховьях Волги и в дальнейшем использовал впечатления от этого путешествия в творчестве.

1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: П. М. Садовский, П. А. Стрепетова, М. И. Писарев и другие. В 1870 году Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.

Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя. Он вёл бурную общественную и творческую деятельность, но всё время оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы. Также Островский имел 3 тысячи рублей пенсии, но этих средств постоянно было недостаточно.

Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.

Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца.

Похороны писателя организованы за счёт пожертвования, которое приказал сделать император Александр III. Он передал родственникам почившего 3 тысячи рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателя государство выделяло 2400 рублей ежегодно.

Произведения Александра Николаевича Островского неоднократно переиздавались. Он стал знаковой фигурой для классической русской драматургии и театра. Его пьесы до сих пор ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга способствовало развитию жанра бытовой драмы, режиссуры и актёрского мастерства.

Молодые авторы часто приносили Островскому свои работы, чтобы он дал им оценку. Драматург был невероятно занятым человеком, но для всех начинающих писателей находил время на рецензии, порой довольно объёмные.

Молодой Пётр Ильич Чайковский своё первое оперное произведение написал по пьесе Александра Николаевича «Воевода». А вот автором либретто для этой оперы стал сам Островский. Премьера спектакля состоялась в январе 1869 года на сцене Большого театра.

Источники:

https://24smi.org/celebrity/20532-aleksandr-ostrovskii.html

https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-ostrovskiy

Журавлева, А. Александр Николаевич Островский (1823–1886) / А. Журавлёва // Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века. – Москва, 2001. – С. 585–594.