Кот Егор
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
  1. Главная страница
  2. Медиа
  3. Новости
  4. Особые читатели – особые потребности

Особые читатели – особые потребности

Сентябрь 27, 2019 Количество просмотров: 866

25 сентября нашей библиотекой была организована виртуальная дискуссионная площадка «Особые читатели – особые потребности: формы и методы проведения инклюзивных мероприятий в библиотеках, обслуживающих детей». Модераторами площадки выступили С. М. Копытин – кандидат философских наук, главный библиотекарь отдела методико-образовательной деятельности, и М. Б. Киршева – главный библиотекарь сектора проектно-образовательной деятельности.

Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социокультурная реабилитация необходима в той же степени, что и психолого-педагогическая, и медицинская. А это значит, что работники учреждений культуры, и библиотек в том числе, становятся полноценными участниками коррекционно-развивающей деятельности. Но они зачастую испытывают беспокойство в связи с тем, что не обладают достаточной информацией об особенностях работы с маленькими читателями, имеющими инвалидность. Так кто же они – дети с особыми потребностями, и как библиотекари могут помочь им и их родителям? На такие вопросы ответила в своем выступлении С. В. Чебарыкова – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Тихоокеанского государственного университета, научный руководитель Регионального ресурсного центра по оказанию комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжёлыми множественными нарушениями развития. Также Светлана Васильевна представила сборник «Библиотека для особого ребёнка», выпущенного московской Центральной городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара.

«Организация коррекционно-развивающей работы при ознакомлении с художественной литературой с дошкольниками, имеющими нарушения зрения» – так звучала тема сообщения учителя-логопеда высшей категории МАДОУ детского сада комбинированного вида № 184 Е. В. Худяковой. Елена Викторовна рассказала об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих различные проблемы со зрением; о том, как знакомить таких детей с художественной литературой и дала общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗ.

Большой интерес вызвало онлайн-выступление И. К. Бадиковой – кандидата психологических наук, доцента кафедры дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Амурского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Комсомольск-на-Амуре). Ирина Константиновна поделилась опытом по созданию рукодельных сенсорных книг для детей с нарушением зрения. Волонтёры из числа студентов под руководством И. К. Бадиковой изготовили 11 рукотворных книг в рамках реализации социального проекта «Сенсорные книги для детей с нарушением зрения». Среди них: «Тактильные загадки», «Геометрические фигуры», «Три поросёнка». При работе над книгами использовались природные и искусственные материалы разных фактур (камни, древесина, фетр, вельвет, клеёнка, кожа, мех, перья и др.). Книги переданы в фонд филиала № 1 Хабаровской краевой специализированной библиотеки для слепых (г. Комсомольск-на-Амуре), в детский сад комбинированного вида № 88 (г. Комсомольск-на-Амуре) и на кафедру дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Амурского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Заочно приняла участие в мероприятии Татьяна Борисовна Новоженина – главный библиотекарь информационно-библиотечного центра КГБОУ «Школа-интернат № 2». При помощи информационной презентации и видеоматериалов участники вебинара ознакомились с деятельностью библиотеки специализированного учебного заведения для детей с нарушениями зрения.

Заместитель директора Хабаровской краевой специализированной библиотеки для слепых И. В. Домбровская затронула проблемы создания комфортной атмосферы при проведении общих коллективных мероприятий для читателей с разными проблемами здоровья. Ирина Вячеславовна заострила внимание на необходимости очень тщательной предварительной подготовки подобных мероприятий и рассказала о деятельности клуба семейного чтения «Теремок» для родителей и детей с глубокими нарушениями зрения. 

Об особенностях взаимодействия с семьями, имеющих детей с ОВЗ, и о сотрудничестве с Хабаровской краевой детской библиотекой им. Н. Д. Наволочкина рассказала Н. К. Цирульник – председатель Хабаровского краевого благотворительного фонда «Счастливое детство». Наталья Константиновна подчеркнула важность и нужность проводимых библиотекой арт-терапевтических занятий «Сказка на песке».

О создании инклюзивного пространства с помощью совместных мероприятий для подростков с задержкой развития и обычных детей рассказала С. В. Никитина – ведущий библиотекарь подразделения № 14 Городской центральной библиотеки (г. Комсомольск-на-Амуре). Ребята принимают участие в праздничных программах, творческих конкурсах, просветительских мероприятиях.

Заочно, посредством презентации, заведующая отделом обслуживания Централизованной библиотечной системы п. Ванино Н. М. Скрыпина проинформировала присутствующих об опыте работы с детьми с ОВЗ в возрасте с 7 до 12 лет. На базе библиотеки был реализован социальный проект «Особенному ребёнку – особенная библиотека», в рамках которого прошло девять культурно-массовых мероприятий и девять мастер-классов. Сказочные герои знакомили ребят с детскими книгами и учили делать различные поделки.

При помощи видеоконференцсвязи в работе площадки приняли участие специалисты Централизованной системы массовых библиотек и Централизованной системы детских библиотек г. Хабаровска, муниципальных библиотек г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района, Вяземского района, района имени Лазо, Бикинского района, Амурского района, Советско-Гаванского района, Николаевского района. Лично площадку посетили коллеги из Хабаровской краевой специализированной библиотеки для слепых и Межпоселенческой библиотеки Хабаровского муниципального района. Надеемся, что подобные площадки ещё не раз соберут заинтересованных участников.