Кот Егор
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15

Гениальный романтик

01.04.2023 Количество просмотров: 417

1 апреля 2023 года исполняется 150 лет со дня рождения СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА РАХМАНИНОВА (1873–1943), русского композитора, гениального пианиста и дирижёра. Всему миру известны его произведения: фортепианные концерты и симфонии; оперы «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини»; симфоническая поэма «Остров мёртвых», «Всенощное бдение» для хора а капелла и «Литургия Иоанна Златоуста», «Рапсодия на темы Паганини» для фортепиано с оркестром; «Симфонические танцы»; многочисленные романсы и фортепианные сочинения.

Жизнь в эмиграции, скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России породили искусство огромной драматической силы. Во время войны С. В. Рахманинов передал в фонд обороны СССР денежный сбор от концерта со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Первая известность пришла к Рахманинову ещё в студенческие годы, когда он стал автором романсов, первого фортепианного концерта и прелюдии. Сергею Рахманинову удалось стать создателем своего особенного, неповторимого стиля, который прославил его на весь мир. Его произведения – это настоящая жемчужина классической музыки, которую он создал на основе петербургской и московской композиторских школ. Музыка Рахманинова вечна, она не стареет с годами – скорее, наоборот, приобретает новых и новых почитателей.

Родился Сергей Рахманинов 1 апреля 1873 года в деревне Семёново, недалеко от Новгорода. Детские годы мальчика прошли в родовом имении отца Василия Рахманинова – Онеге. Отец принадлежал к дворянскому роду. Мама Любовь Рахманинова (в девичестве Бутакова) приходилась родной дочерью директору Аракчеевского кадетского корпуса. Способности к музыке передались мальчику по отцовской линии. Дед Серёжи, Аркадий Рахманинов, известен как пианист, он давал концерты по всем городам России, зачастую выступал даже со своими собственными романсами и фортепианными пьесами. Ему принадлежит авторство пьесы для фортепиано в четыре руки под названием «Прощальный галоп 1869 году». Отец Сергея тоже имел недюжинные музыкальные способности, но соглашался играть только в дружеском кругу.

Сергей интересовался музыкой с ранних лет. Первым педагогом музыки для мальчика стала мама, которая и научила его нотной грамоте. Потом к нему приходила приглашённая пианистка, а в возрасте девяти лет мальчик стал учеником младшего класса Санкт-Петербургской консерватории. Эта самостоятельность в юном возрасте ни к чему хорошему не привела: в отсутствии контроля Сергей постоянно прогуливал занятия. Родители немедленно собрали семейный совет, где мальчишке пришлось объяснить родным причину такого поведения. Всё оказалось просто, ему элементарно не хватило дисциплинированности и собранности. Тогда отец настоял на переводе сына в Москву, и вскоре Сергей продолжил обучение в пансионе для детей, имеющих музыкальные способности. За этими учениками осуществлялся постоянный надзор, они не отходили от инструмента на протяжении шести часов каждый день. Кроме этого для них было обязательным посещение оперного театра и филармонии.

Рахманинов не уехал из Москвы, продолжал жить у родственников. В 1888 году он снова поступил в Московскую консерваторию, только теперь на старшее отделение. Сергей вышел из её стен в 19 лет, имея золотую медаль и два образования – пианиста и композитора. Ещё будучи подростком, Рахманинов познакомился с П. И. Чайковским, который и помог юному дарованию добиться постановки оперы «Алеко» в Большом театре. За основу оперы Рахманинов взял произведения А. С. Пушкина.

Трудовая биография Сергея началась вскоре после выпуска из консерватории. Его взяли в женский институт, где молодой гений учил барышень музыке. Не отказывался Сергей и от частных уроков, хотя преподавание не считал своим коньком. Спустя некоторое время его взяли дирижёром в московский Большой театр, и в этом качестве он изучил весь его русский репертуар. Для работы с иностранными спектаклями в театр приняли ещё одного дирижера – итальянца И. Альтани.

Первая слава пришла к Рахманинову в студенческие годы. Когда он стал автором Первого фортепианного концерта, тогда о нём всерьёз заговорили в Москве. После написания прелюдии до-диез минор и множества романсов, его имя зазвучало ещё громче. Сергею прочили большое будущее. Однако вскоре удачный старт в карьере был нарушен провалом Первой симфонии. После того, как она прозвучала в концертном зале Санкт-Петербурга, композитора критиковали все, кто только мог. О нём писали разгромные рецензии, даже не вспоминая его былые успехи. Почти три года Рахманинов не мог себя заставить хоть что-то написать, у него случилась затяжная депрессия, во время которой он практически не вставал с дивана. Тогда ему помог врач-гипнотизёр, который вывел его из критического состояния.

После такого длительного перерыва, в 1901-м году Сергей осмелился представить своё новое детище – «Второй фортепианный концерт». Его по праву считают величайшим произведением классической музыки. Для современных музыкантов он стал источником для создания собственных композиций. Методику великого композитора из России использовали в своем творчестве Фредди Меркьюри, Фрэнк Синатра, Селин Дион, группа Muse.

Невероятные эмоции вызывала у слушателей симфоническая поэма «Остров мёртвых». Грандиозным успехом у слушателей пользовалась Вторая симфония. Полюбилась публике и Соната для фортепиано № 2, которая отличется очень сложной структурой. Здесь композитор воспользовался эффектом диссонанса и сделал его применение максимальным. Особое место в творчестве Рахманинова занимает невероятно красивый вокализ из сборника «Четырнадцать песен». В настоящее время появились версии этого произведения для вокала, скрипки, фортепиано и еще нескольких инструментов.

После событий октября 1917 года Рахманинов принял решение уехать из России. Он не был приверженцем революции и новой власти, поэтому не захотел оставаться в бушующей революционными страстями стране и эмигрировал, как только смог. В то время ему пришло приглашение выступить с концертом в Стокгольме, музыкант быстро им воспользовался, чтобы уже не вернуться.

По приезде в Европу Рахманинов оказался без средств к существованию, потому что при выезде ему не разрешили взять с собой хоть какое-нибудь имущество и деньги. Он принял решение зарабатывать в качестве пианиста. Рахманинов начал давать постоянные концерты, поэтому вскоре раздал все долги и заработал себе невероятную популярность. В 1918 году Сергей садится на пароход, который доставил его в Нью-Йорк. Америка встретила его как настоящего героя и мировую звезду. В США Рахманинов снова гастролирует в качестве пианиста, иногда и дирижёра.

Зачастую Рахманинов хитрил, чтобы хоть ненадолго побыть в одиночестве, а не под неусыпным присмотром папарацци. Он арендовал номер в гостинице, а сам предпочитал ночевать в личном вагоне на железной дороге. Таким образом, удавалось хоть ненадолго уйти от назойливых репортёров.

Вплоть до 1926 года композитор не написал ни единого значительного произведения. Многие знакомые были уверены, что это связано с тоской по родине. Наконец, в 1927 году он стал автором концерта для фортепиано с оркестром № 4 и нескольких русских песен. В последние годы своего земного существования Сергей написал только три произведения, и все они стали вершиной русской и мировой музыки. Это были симфония № 3, рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром и «Симфонические танцы».

Сергея Рахманинова характеризовали как очень влюбчивого человека, который не раз отвечал взаимностью своим поклонницам. Скорее всего, именно эта личная эмоциональность помогла в написании лирических романсов, которые проникали глубоко в душу. В семнадцатилетнем возрасте среди его знакомых появились сёстры Скалон. Вере Скалон посвящена композиция «В молчанье ночи тайной», вторая часть Первого концерта для фортепиано и романс для виолончели и фортепиано.

Анне Лодыженской, жене своего товарища, Рахманинов посвятил один из самых красивых романсов – «О нет, молю, не уходи!», который стал классикой жанра.

Свою будущую супругу – Наталью Сатину, композитор встретил намного раньше. У её родителей Рахманинов жил в Москве, когда оставил пансион.

В 1893 году он создаёт ещё один свой романс, посвящённый любимой девушке – «Не пой, красавица, при мне». Перемены в личной жизни композитора наступили через 9 лет, когда он официально женился на Наталье. В 1894 году родилась их первая дочь Ирина. Вторая дочка Татьяна родилась у супругов в 1907 году.

Во всех гастрольных поездках с ним рядом была супруга, которую Сергей ласково звал «добрым гением всей жизни».

Постоянным местом жительства для Рахманинова стала Америка, хотя он достаточно часто посещал Швейцарию. Там композитор сумел построить великолепную виллу Сенар, окна которой были обращены к горе Пилатус и Фирвальдштетскому озеру. Вилла получила свое название неслучайно, в нём заключалась аббревиатура имен супругов – Сергей и Наталья Рахманиновы.

Дом стал тем местом, где композитор смог реализовать свои познания в технике, к которой питал особую любовь. Он был оснащён лифтом, игрушечной железной дорогой и даже пылесосом, похвастаться которым тогда могли лишь избранные. Рахманинов даже имел патент на своё изобретение. Он стал создателем муфты, к которой присоединялась грелка, чтобы перед началом концерта пианисты могли согреть озябшие руки. Сергей любил автомобили, в его гараже можно было найти континенталь или кадиллак – причём машина менялась каждый год.

В преклонном возрасте у Рахманинова начала развиваться меланома. Сам композитор даже не подозревал, что страдает смертельной болезнью, он трудился до самого конца. За шесть недель до смерти он выступил в Америке с грандиозным концертом, не подозревая, что этот выход на сцену станет последним в его жизни.

Величайший из российских композиторов умер 28 марта 1943 года в собственной квартире в Беверли-Хиллз. До юбилейной даты – 70-летия, оставалось всего три дня.

 

Источники:

 

Рахманинов Сергей Васильевич // Кто есть кто. Новейший справочник школьника. – Москва, 2006. – С. 834–835.

 

https://biographe.ru/znamenitosti/sergey-rahmaninov/