Кот Егор
680013, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680013, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15

Мятежный гений

09.02.2019 Количество просмотров: 147

К 145-летию со дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

9 февраля 2019 года исполняется 145 лет со дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874–1940), русского театрального режиссёра, актёра и педагога, ставшего одним из первых авангардных режиссёров Советского Союза.

Он экспериментировал с декорациями и актёрской техникой, использовал собственные режиссёрские приемы и изучал традиции старинных театров. После революции он написал программу «Театральный Октябрь» (программа реформирования театрального дела в послереволюционной России) и создал систему упражнений для актёров «биомеханика».

Имя Всеволода Мейерхольда при рождении – Карл Казимир Теодор Майергольд. Он родился 9 февраля (28 января по старому стилю) 1874 года в Пензе в семье немца-лютеранина винозаводчика Эмилия Фёдоровича Мейергольда. В детстве будущий артист и режиссёр часто играл в любительских спектаклях с братьями и сёстрами, их мать устраивала дома музыкальные вечера.

Мейерхольд окончил Пензенскую мужскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году он принял православие и взял фамилию Мейерхольд и имя Всеволод – в честь любимого писателя Всеволода Михайловича Гаршина. Мейерхольд также получил русский паспорт, отказался от прусского подданства и обвенчался со своей ровесницей Ольгой Мунт. В этом браке чуть позже родились три дочери – Мария, Татьяна и Ирина.

Вскоре Всеволод Мейерхольд оставил юридический факультет и перешёл на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества – в класс режиссёра Владимира Немировича-Данченко. Мейерхольд с удовольствием изучал литературу, музыку и историю театра, хорошо писал и мечтал попробовать себя в роли режиссёра.

В 1898 году создавался Художественно-общедоступный театр – будущий Московский художественный театр. Выпускник училища Всеволод Мейерхольд вместе со своими сокурсниками Ольгой Книппер и Иваном Москвиным вступил в его труппу. За первые четыре сезона в МХТ Мейерхольд сыграл 18 ролей. Среди них – роли из пьес А. П. Чехова (Треплев из «Чайки», Тузенбах из «Трёх сестёр») и А. К. Толстого (Иоанн из трагедии «Смерть Иоанна Грозного»). Мейерхольд первым на русской сцене сыграл Василия Шуйского из «Царя Фёдора Иоанновича».

В 1902 году Мейерхольд покинул Художественный театр. Вместе с актёром Александром Кошеверовым он опубликовал в газете открытое письмо, в котором объяснял причину ухода – желание реализовать свою собственную творческую программу.

Всеволод Мейерхольд переехал в Херсон и возглавил там труппу «Товарищество новой драмы». Новый театр открыл свои двери в 1902 году. В «Товариществе новой драмы» Мейерхольд и Кошеверов ставили репертуар первых сезонов Художественного театра – пьесы Антона Чехова и Герхарта Гауптмана, Максима Горького и Алексея Толстого. За три года режиссёр поставил около 200 спектаклей.

В 1905 году Константин Сергеевич Станиславский задумал открыть в Москве Театр-студию и предложил Мейерхольду подготовить несколько постановок. Однако после генеральных репетиций Станиславский спектакли не выпустил и экспериментальную студию закрыл. Всеволод Мейерхольд вернулся в Херсон. Спустя год Вера Комиссаржевская пригласила его в свой драматический театр в Петербурге – в качестве главного режиссёра. Она мечтала о театральных реформах и хотела создать «театр свободного актера, театр духа, в котором всё внешнее зависит от внутреннего». В первый же сезон Мейерхольд поставил 13 спектаклей. Для актёров он проводил «субботы» – встречи с авангардными писателями и художниками. На одной из встреч решено было поставить «Балаганчик» по драматическому произведению Александра Блока.

Всеволод Мейерхольд поставил модернистский спектакль – «переплетение форм марионеточного театра с театром живых актеров». Суфлёр по задумке влезал в свою будку уже во время действия, актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены за веревку. Декорации были предельно лаконичными, а в конце постановки они взвивались под потолок: на их место спускался традиционный колонный зал.

По воспоминаниям современников, после премьеры в зале бушевали настоящие страсти. Одни зрители бешено аплодировали режиссёру, другие – освистывали его. О спектакле вышло множество критических статей, а в залах театра Комиссаржевской был постоянный аншлаг. «Балаганчик» стал театральной сенсацией Петербурга и первой постановкой российского «театра условности».

С 1907 года Всеволод Мейерхольд был главным режиссёром Императорских театров – Александринского и Мариинского. В Александринке он работал до самой революции. В эти годы Мейерхольд увлекался традициями старинных театров – экспериментировал с различными приёмами, декорациями и техниками. С 1908 года на подмостках императорских театров Мейерхольд сотрудничал с художником, сценографом, декоратором Александром Яковлевичем Головиным (1863–1930). Результатом их совместного творчества стали полтора десятка знаменитых спектаклей, среди которых самой значительной была постановка «Маскарада» по пьесе М. Ю. Лермонтова. Именно в этот период был написан известный портрет Всеволода Мейерхольда. Портрет писался, по всей видимости, в декорационном зале Мариинского театра, где Головин со своими помощниками расписывал гигантские холсты.

После Октябрьской революции Всеволод Мейерхольд вступил в Коммунистическую партию. Сразу после переворота он с Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Рюриком Ивневым и Натаном Альтманом приехал в Смольный, где они предложили новым властям сотрудничество.

С 1918 года Мейерхольд заведовал Курсами мастерства сценических постановок – преподавал режиссуру и сценоведение. Режиссёр создал систему упражнений под названием «биомеханика». Эти упражнения должны были развивать актёров физически и готовить их к быстрому выполнению заданий на сценической площадке.

К годовщине революции Мейерхольд поставил первую советскую комедию «Мистерия-буфф» по Маяковскому – «героическое, эпическое и сатирическое изображение» той эпохи. Оформил спектакль художник-авангардист Казимир Малевич.

В 1919–1920 годах Всеволод Мейерхольд гастролировал в Крыму и на Кавказе – там белая контрразведка взяла его под арест. Режиссёр провел полгода в новороссийской тюрьме под угрозой расстрела, но позже ему удалось выехать в Москву.

Анатолий Васильевич Луначарский пригласил его на должность заведующего Театральным отделом Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения – так тогда называлось министерство образования). В октябре 1920 года режиссёр выступил перед сотрудниками отдела с докладом, в котором предложил программу «Театральный Октябрь». По мнению Мейерхольда, в современном театре нужно было совершить революцию, подобную государственной, все постановки должны были быть политизированы. Однако при очередной реорганизации Театрального отдела Луначарский освободил режиссёра от должности, а спустя некоторое время в Москве открылся собственный театр Мейерхольда – «Театр РСФСР-1». Через несколько лет он стал называться Государственным театром имени Всеволода Мейерхольда (ГосТиМ). На его сцене, следуя программе «Театрального Октября», режиссёр поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», героическую драму Эмиля Верхарна «Зори» и ещё более 20 спектаклей.

В тот период произошли перемены в личной жизни режиссёра. В 1924 году в ГосТиМе дебютировала молодая актриса Зинаида Райх – бывшая жена Сергея Есенина. Зинаида Райх стала музой Всеволода Мейерхольда. Он ушёл из семьи, женился на Райх и усыновил её детей от первого брака.

В 1930 году ГосТиМ гастролировал за рубежом. В Берлине Мейерхольд и Райх встретились с эмигрировавшим Михаилом Чеховым – выдающимся артистом, племянником писателя. Чехов уговаривал Мейерхольда остаться жить за границей, но тщетно.

В 1934 году Мейерхольд поставил пьесу Александра Дюма (сына) «Дама с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. Спектакль не понравился Иосифу Сталину, и советские критики обрушились на режиссёра с обвинениями в эстетстве. Райх отправила Сталину письмо, в котором написала, что он не разбирается в искусстве. Тогда началась травля: театр стали обвинять в том, что он оторван от советских реалий, не придерживается курса социалистического реализма, ставит пьесы писателей, которые оказались врагами народа. В 1938 году театр Всеволода Мейерхольда закрыли.

Некоторое время режиссёр работал в Оперном театре К. С. Станиславского, а в 1939 году его арестовали. Спустя несколько дней после этого была убита Зинаида Райх. Несколько месяцев Мейерхольд провел в Лубянской тюрьме, где его допрашивали и пытали. В феврале 1940 года он был расстрелян – по обвинению в контрреволюционной деятельности.

В 1955 году Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. Год спустя внучка режиссёра Мария Валентей установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник супругам. В 1980-е годы стало известно, что прах Мейерхольда захоронен в «Общей могиле № 1» на кладбище московского крематория.

Внуку Мейерхольда, сыну Ирины и Василия Меркурьева, актёру Петру Меркурьеву, дважды довелось играть в кино своего деда – в фильме «Я – актриса» (1980) и в телесериале «Есенин» (2005).

В конце 1988 года было принято решение о создании мемориального музея-квартиры в Москве – филиала Театрального музея им. А. А. Бахрушина.

С 25 февраля 1989 года в Театре им. М. Н. Ермоловой, который в то время возглавлял Валерий Фокин, проводились вечера памяти Мейерхольда..

В 1991 году по инициативе Комиссии по наследию и при поддержке Союза театральных деятелей России, на базе учреждённого ещё в 1987 году Всероссийского объединения «Творческие мастерские» был основан Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ). Центр занимается научной и образовательной деятельностью; за два с лишним десятилетия своего существования он превратился в традиционное место проведения международных фестивалей и национального фестиваля «Золотая маска», площадку для гастролей лучших европейских и российских спектаклей.

В Пензе 24 февраля 1984 года был открыт Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда».

В 1999 году в Пензе был открыт памятник В. Э. Мейерхольду. В честь 140-летней годовщины со дня рождения театрального деятеля в Санкт-Петербургском техникуме железнодорожного транспорта 10 февраля 2014 года была открыта памятная доска в зале, где работал Мейерхольд.