Кот Егор
680013, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680013, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15

Громкий голос великого романтика

10.11.2019 Количество просмотров: 74

10 ноября 2019 года исполняется 260 лет со дня рождения Иоганна Кристофа Фридриха Шиллера (1759–1805), немецкого поэта, драматурга, философа, историка, автора драм: «Разбойники», «Коварство и любовь», «Мария Стюарт», «Валленштейн», «Дон Карлос», романтической трагедии «Орлеанская дева» и других произведений. «Ода к радости», написанная в 1785 году Фридрихом Шиллером, была положена на музыку Людвига Ван Бетховена и стала официальным гимном Европейского союза. В своих драмах Шиллер поднимает большие исторические проблемы, выступая как гуманист, борец за национальное объединение Германии. Последняя законченная пьеса драматурга – «Вильгельм Телль» (1804) мыслилась как народная драма. Пьеса «Вильгельм Телль» – о восстании против иноземных завоевателей в Швейцарии ХVI века – была важна для Германии, переживавшей период раздробленности и порабощённости Наполеоном. Одновременно с драматургией Шиллер занимается поэзией. На рубеже ХVIII–ХIХ веков его произведения переводят в России около 100 авторов. По сей день остаются непревзойдёнными переводы стихотворений «Мечты», «Жалобы Цереры», «Дифирамб», «К Эмме», «Кубок», «Поликратов перстень», выполненные В. А. Жуковским.

Фридрих Шиллер прожил короткую – всего 45 лет – но очень бурную и насыщенную жизнь. Он родился в Марбахе-на-Неккаре (Вюртемберг). Родители жили нелёгким трудом. Мать происходила из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец был полковой фельдшер. В 1770 году семья Шиллера переезжает из Людвигсбурга в замок Солитюд, где герцогом Вюртембергским Карлом-Евгением был учреждён сиротский институт для воспитания солдатских детей. В 1771 году этот институт был реформирован в военную академию. В 1772 году, просматривая список выпускников латинской школы, герцог обратил внимание на юного Шиллера.

После учёбы в начальной сельской школе и занятий с протестантским пастором Мозером Шиллер в 1773 году поступил в только что учреждённую элитную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником. Через два года академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. На медицинском отделении академии юноша познакомился с идеями английских и французских просветителей, а также с творчеством Шекспира и Лессинга. Окончив курс в 1780 году, он получил в Штутгарте место полкового врача.

В школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. В марте 1777 года в журнале «Немецкие хроники» была опубликована ода Шиллера «Завоеватель». В Штутгарте он издал свою первую книгу – сборник стихов «Антология на 1782 год». Позднее Шиллер опубликовал драму «Луиза Миллер» (более известную как «Коварство и любовь»). В этот же период была создана драма из испанской истории XVI века «Дон Карлос».

В 1781 году Шиллер закончил и опубликовал драму «Разбойники». «Разбойники» были впервые поставлены в Мангейме 13 января 1782 года. Постановка имела огромный успех у публики. После премьеры стало ясно, что в литературу пришёл талантливый драматург. Центральный конфликт «Разбойников» – это конфликт между двумя братьями: старшим, Карлом Моором, который во главе банды разбойников уходит в богемские леса, чтобы наказывать тиранов, и младшим, Францем Моором, который в это время стремится завладеть имением своего отца. Карл Моор олицетворяет лучшие, храбрые, свободные начала, в то время как Франц Моор является примером подлости, коварства и вероломства.

Шиллер присутствовал на премьере своей драмы. За самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников» Шиллер был посажен на гауптвахту на 14 дней и подвергся запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений. Этого юноша выдержать не мог. 22 сентября 1782 года он бежал из Вюртембергского герцогства. Следующим летом, очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал еще до побега, – «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь» – вскоре были поставлены в Мангеймском театре, причём последняя имела большой успех.

Однако директор Мангеймского театра Дальберг не продлил с Шиллером контракт, и Шиллер оказался в весьма стеснённых финансовых обстоятельствах. Он охотно принял приглашение одного из своих восторженных почитателей – приват-доцента Кёрнера, и более двух лет до июля 1787 года гостил у него в Лейпциге и Дрездене.

В 1785 году Шиллер пишет одно из своих самых известных творений – «Оду к радости». Грандиозным хором на текст этого стихотворения Бетховен завершил свою 9-ю симфонию. Затем Шиллер покидает Дрезден и до 1789 года живёт в Веймаре и его окрестностях, пока не получает приглашение стать профессором всемирной истории в Йенском университете. Через год после получения новой работы поэт женится на Шарлотте фон Ленгефельд, от которой у него родились два сына и две дочери. Однако скудного жалованья поэта было недостаточно даже для самого скромного ведения семейного хозяйства. Неожиданно помощь пришла от наследного принца фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа фон Шиммельмана, которые в течение трёх лет выплачивали Шиллеру стипендию.

Шиллер сочувственно встретил весть о Великой французской революции. Но, в целом одобряя низвержение феодальных порядков, поэт крайне негативно отнесся к казни Людовика XVI, поскольку считал неприемлемым любое проявление насилия. Точно так же негативно писатель воспринимал и революционные методы переустройства государства, поскольку, в соответствии с его жизненной философией, «путь к свободе ведёт только через красоту», в частности – через искусство...

Когда деньги принца и графа кончились, их сменил новый благотворитель – издатель Котта, в 1794 году пригласивший Шиллера выпускать ежемесячный журнал «Орен». Общение с Кёрнером пробудило у Шиллера интерес к философии. Особенно сильно на него воздействовали идеи Иммануила Канта. В результате появились «Философские письма» и целый ряд эссе: «О трагическом в искусстве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном» и «О наивной и сентиментальной поэзии».

Верным помощником, другом, поэтическим соперником и соавтором Шиллера на долгие годы стал другой классик мировой литературы – Иоганн Гёте. Познакомились они вскоре после возвращения Гёте из Италии (1788), но во время первой встречи дружба не заладилась, и Гёте прервал отношения с Шиллером. Однако через несколько лет они буквально нашли друг друга и с упоением занимались совместным творчеством.

Гёте бесплатно писал статьи для журнала Шиллера «Орен», а Шиллер в свою очередь способствовал прославлению имени Гёте. Он буквально принуждал старшего коллегу продолжать работу над «Фаустом», хотя автор пытался бросить трагедию недописанной.

В 1797 году, в так называемый «балладный год», оба поэта наперегонки, на спор, соперничая друг с другом, создают удивительные произведения – превосходные баллады. И сейчас мы с удовольствием читаем баллады Шиллера того периода в своеобразных и очень русских переводах Василия Жуковского. Именно он фактически открыл для отечественного читателя «Кубок» (в оригинале «Водолаз»), «Перчатку», «Поликратов перстень» и «Ивиковых журавлей». Тогда же появляются и короткие эпиграммы «Ксении» (греч. – «подарки гостям»), написанные Гёте и Шиллером вместе.

Этот же период называют вторым этапом драматического творчества Шиллера, начавшийся в 1796 году «Валленштейном» и закончившийся недописанным фрагментом из русской истории «Димитрий». В 1799 году герцог удвоил Шиллеру содержание, которое, по сути, стало пенсией, поскольку преподавать поэт перестал. Шиллер переехал из Йены в Веймар. Вместе с близким другом Гёте поэт основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Через три года император Священной Римской империи Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство.

Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел, у него развился туберкулёз. Последние годы жизни поэта были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Умер Шиллер в Веймаре 9 мая 1805 года.

Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведенном для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году бургомистр города решил с почестью перезахоронить останки Шиллера, но их уже не смогли точно идентифицировать, поскольку все трупы лежали в склепе вместе. После эксгумации извлекли из общей могилы 23 черепа и самый большой из них объявили принадлежащим прославленному литератору. Череп и скелет перевезли в библиотеку герцогини Анны Амалии. Глядя на череп Шиллера, Гёте написал одноименное стихотворение. 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом веймарском кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте.

Сочинения Шиллера были восторженно восприняты не только в Германии, но и в других странах Европы. В 1859 году столетие со дня рождения Шиллера отмечалось не только в Европе, но и в США. Сочинения Шиллера заучивались наизусть, с XIX века они вошли в школьные учебники.

После прихода к власти национал-социалисты пытались представить Шиллера «немецким писателем» в своих пропагандистских целях. Однако в 1941 году постановки «Вильгельма Телля», как и «Дона Карлоса» были запрещены по приказу Гитлера. «Вильгельм Телль», последняя из завершённых автором пьес, представляет собой масштабную картину борьбы четырёх швейцарских лесных кантонов против тирании императорской Австрии.

Интересна история с памятником Шиллеру в Калининграде. Старый монумент великому немцу был спасён во время боев за город во время Великой Отечественной войны неизвестным солдатом или офицером, который нацарапал на постаменте: «Не стреляйте, это поэт».

 

Источники:

https://www.liveinternet.ru/users/5326534/post282547236/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Шиллер, Фридрих

Пронин, В. А. Шиллер, Иоганн Кристоф Фридрих / В. А. Пронин // Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь для школьников и поступающих в вузы: В 2 ч. Ч. II: М–Я / под редакцией Н. П. Михальской. – Москва, 2003. – С. 568–573.