Кот Егор
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15

На границе детства

15.08.2020 Количество просмотров: 2763

На границе детства

К 95-летию со дня рождения Радия Петровича Погодина

Когда люди говорят о книгах

Радия Погодина, их лица светлеют.

Г. Черкашин

 

16 августа 2020 года исполняется 95 лет со дня рождения Радия Петровича Погодина(1925–1993), русского детского писателя, прозаика, драматурга, сценариста, автора многих детских книг: «Кирпичные острова», «Ожидание», «Книжка про Гришку», «Рассказы о весёлых людях и хорошей погоде», «Мальчик с гусями», «Лазоревый петух моего детства» и других. Все книги Р. Погодина – и для взрослых, и для маленьких, но особенно для подростков – о смысле жизни человека, о поисках ответов на вечные вопросы. Радий Погодин – писатель весёлый, и дети любят его за светлый оптимизм, могучее жизнеутверждение. В каждой его истории оживает сказка, хотя действие происходит в реальном мире.

Радий Погодин родился в деревне ДуплёвоНовгородской области в крестьянской семье. Его растила мама, потому что родители были в разводе и отец жил в Ленинграде. Вскоре и Радий с мамой перебрались в Ленинград. Радий стал учиться в школе, а мама пошла работать на завод, к станку.

Старший брат Радия с первых дней войны ушёл на фронт и там погиб. Во время блокады Ленинграда умерламама. Мальчик пытался выжить сколько мог, однако с каждым днём становилось всё труднее. Погодина вывезли из Ленинграда на носилках почти без признаков жизни. Но он сумел подняться и в январе 1943 года, семнадцати лет отроду, ушёл на фронт.Радий Погодин дошёл до Берлина. Он был разведчиком во Второй гвардейской танковой армии, которая воевала против танковых дивизий СС «Мёртвая голова» и «Викинг». В День Победы Радию ещё не было двадцати, но у него было два ордена Славы, два ордена Красной Звезды и медали за освобождение европейских столиц. Но у него не было аттестата зрелости, потому что война вырвала его прямо из восьмого класса.Погодин переменил много профессий: был воспитателем в детском санатории, пожарным, лесорубом, грузчиком, слесарем, журналистом.

В 1946 году, когда на собрании читали партийное постановление, осуждающее писателей Михаила Зощенко и Анну Ахматову, Радий Погодин выступил в их защиту и сказал «что «Зощенко и Ахматова как были великими писателями русскими, так и останутся». После собрания бывалые люди объяснили двадцатилетнему Погодину, что такие выступления кончаются репрессиями. Погодин бросился в бега. Скрывался, ездил по стране, подделал фамилию и имя в паспорте… Как только Погодин вернулся в Ленинград, на него донесли. Но председатель трибунала, полковник и тоже фронтовик, добился для сержанта разведки не безнадёжной политической, а «простенькой» уголовной статьи. Погодин отправился в лагерь и был лишён всех боевых наград.А военные ордена Погодину вернули только тогда, когда ему исполнилось пятьдесят.

В 1954 году Погодин вернулся в Ленинград. Первый свой рассказ он написал на спор за два-три вечера, когда работал на заводе Коминтерна. Вскоре его принимают в Союз писателей.В 1957 году появился первый сборник рассказов Р. Погодина «Муравьиное масло», через год – знаменитые «Кирпичные острова». В 1960 году вышла книжка с солнечным названием «Рассказы о весёлых людях и хорошей погоде».

Радий Погодин стал знаменитым,когда в 1960 году в журнале «Юность» был напечатан рассказ «Дубравка». Его героиня-подросток мучается вечными вопросами человеческой жизни, влюбляется, ревнует. Это было начало так называемой «психологической прозы», которой прославились в детской литературе писатели-шестидесятники. С тех пор каждое новое произведение Р. Погодина становилось событием. Откровением была и его пьеса «Трень-брень», в которойбезмятежная, на первый взгляд, жизнь подростка полна трагизма, внутренней боли, сомнений и неудовлетворённости собой и окружающими. В «Книжке про Гришку» в восприятии маленького мальчика реальный мир становится фантастическим. В книжке «Где ты, Гдетыгдеты?» в старинном городе Новгороде происходят бесконечные чудеса.

И в реалистических рассказах фантазия писателя так поворачивает действие, что главное сразу отделяется от второстепенного. В рассказе «Паразит» Колька Уральцев встречается с деревенскими ребятами у озера. Лёнька показывает Кольке ершей, которые медленно плавают у песчаного дна, и Колька вдруг видит, что у каждого ерша глаза насквозь проткнуты спичками. Оказалось, Лёнька это сделал «для смеху». Возмущённый Колька называет его живодёром и паразитом, за что получает кулаком по лбу. Девчонки заступились за Кольку и спихнули Лёньку в воду. Надо называть вещи своими именами, даже если потом получишь по шее, – учит девчонок и всех читателей Колька. Но Погодин писал не только для детей. В пронзительных повестях и рассказах для взрослых писатель преимущественно обращается к военной теме (сборники «Осенние перелёты» (1972), «Живи, солдат!» (1985) и другие).

Радий Погодин – лауреат литературной премии Союза Писателей РСФСР (1982) за книгу «Перейти речку вброд», Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской (1985) за книгу «Лазоревый петух моего детства» и других отечественных и международных премий и конкурсов. По его сценариям и произведениям снято 15 кинофильмов. Среди них художественные фильмы «Дубравка» (1967), «Трень-брень» (фильм-сказка по одноимённой пьесе, 1993), «Что у Сеньки было» (1984), «Шаг с крыши» (по пьесе «Синяя ворона», 1970).

Радий Погодин умер в 1993 году после долгой и тяжёлой болезни. Но до последних дней он продолжал творить. Последние книги он диктовал своей жене. Примерно за три недели до смерти Погодин последний раз читал свои рассказы вслух, на публике, в большом зале.

 

Источники:

Корф, О. Б. Радий Петрович Погодин / О. Б. Корф // Детям о писателях. ХХ век от О до Я : книга для учителей, воспитателей, родителей / О. Б. Корф. – Москва, 2006. – С. 14–15.

Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь в 3-х ч. – Москва, 2000. – Ч. 3. – С. 54.

Тубельская, Г. Н. Погодин Р. П. / Г. Н. Тубельская // Детские писатели России. Сто имён : биобиблиографический справочник. Ч. II. М–Я / Г. Н. Тубельская. – Москва, 2002. – С. 82–85.