Кот Егор
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15

Королева мягкого юмора

21.05.2022 Количество просмотров: 1321

К 150-летию со дня рождения Надежды Александровны Тэффи

21 мая 2022 года исполняется 150 лет со дня рождения НАДЕЖДЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ТЭФФИ (Лохвицкой, в замужестве – Бучинской) (1872–1952), русской писательницы.

Писательница Надежда Лохвицкая, более известная под творческим псевдонимом Тэффи, сочиняла произведения в широкой гамме литературных жанров. Её увлекательные книги читали люди совершенно противоположных взглядов – от Николая II до Владимира Ленина. Рассказы Надежды Александровны не теряют актуальности уже почти сотню лет, поскольку ее герои удивительно похожи на современных обывателей.

Юмор был неотъемлемой частью творческой биографии Тэффи. И хотя она создала огромное количество стихов, романов и переводов иностранных книг, настоящую славу ей принесли именно короткие шутливые рассказы, в которых автор мастерски сочетала лирику и сатиру.

В читающих кругах Мирру Лохвицкую (старшую сестру писательницы) считали предтечей таких знаменитых поэтесс, как Марина Цветаева и Анна Ахматова. А вот Надежду нередко сравнивали с Антоном Чеховым, больше предпочитавшим юмор и сатиру. Любимым жанром Тэффи был фельетон. Она активно сотрудничала в сатирических журналах и газетах, была постоянным автором «Сатирикона», «Нового Сатирикона».

Псевдоним Тэффи был взят из сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»: так звали маленькую дочку первобытного человека.

Тэффи – автор двухтомного собрания «Юмористических рассказов» (1910), сборников («Карусель», «Дым без огня», «Неживой зверь», «Озорные рассказы» и других). Её отличало тонкое понимание человеческих слабостей, сострадание к своим незадачливым персонажам. Она создавала литературные миниатюры, построенные на описании незначительного комического происшествия. В сборниках «И стало так…» (1912), «Неживой зверь» (1916) и других высмеивала психологию обывателя.

С 1920 года Тэффи жила в эмиграции. В Париже выпустила повесть «Воспоминания» (1931). «Жемчужиной русского юмора» называли её литературные критики.

Надежда Лохвицкая родилась 21 мая 1872 года в Санкт-Петербурге в дворянской высокообразованной семье, состоящей из папы-адвоката, мамы с французскими корнями и четверых детей, где все были увлечены и очарованы литературой. Но особенно ярко литературный дар проявился у двух сестёр – Мирры и Надежды. Творчеству Тэффи присущ и смех сквозь слёзы, и смех в чистом виде, но встречаются и полностью драматичные произведения. Писательница признавалась, что у неё, как на древнегреческих театральных фресках, два лица: одно смеющееся, другое плачущее.

О любви Тэффи к литературе свидетельствует тот факт, что, будучи тринадцатилетним подростком, она ездила к своему кумиру Льву Толстому, мечтая, чтобы в «Войне и мире» он оставил Андрея Болконского живым. Но при встрече она не решилась обременять классика своими просьбами и только взяла автограф.

Тэффи – мастер миниатюрного рассказа, очень трудного литературного жанра. Из-за краткости и ёмкости в нем приходится выверять каждую фразу, каждое слово.

Дебют юной писательницы состоялся в 1901 году, когда родственники проявили инициативу и отнесли одно из её стихотворений в редакцию еженедельного иллюстрированного журнала «Север». Поступок близких ей не совсем понравился, зато очень порадовал первый гонорар. Через три года увидело свет первое прозаическое произведение «День прошёл».

В 1910 году, после опубликованного двухтомника «Юмористических рассказов» писательница становится настолько известной, что начинают выпускать духи и конфеты под названием «Тэффи». Когда ей первый раз попали в руки шоколадные конфеты в цветных обёртках с её именем и портретом, она прочувствовала свою всероссийскую славу и объелась конфетами до тошноты.

Её творчество очень высоко ценил сам император Николай II, и она заслуженно носила титул «королевы смеха». В течение десяти лет (1908–1918) Тэффи печаталась в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». В них, как в двух зеркалах, с первого и до последнего номера отражался творческий путь талантливой писательницы. Творческое перо Тэффи отличалось остроумием, беззлобностью и состраданием к нелепым персонажам.

Свою личную жизнь Тэффи хранила за семью печатями и никогда не освещала в своих воспоминаниях, поэтому биографам известны лишь немногие факты.

Первым мужем яркой и эффектной Надежды стал поляк Владислав Бучинский, окончивший юридический факультет Петербургского университета. Какое-то время они жили в его имении под Могилёвом, но в 1900 году, имея уже двух дочерей, расстались. Затем последовал счастливый гражданский союз с бывшим петербургским банкиром Павлом Андреевичем Тикстоном, который прервался в связи с его смертью в 1935 году.

Некоторые исследователи жизни и творчества Тэффи предполагают, что эта неординарная женщина долгие годы испытывала нежные чувства к писателю Ивану Бунину. Она отличалась высокими запросами по отношению к противоположному полу, хотела всем всегда нравиться и рядом с собой видела только достойного мужчину.

Дворянка Тэффи не смогла принять революцию в России и поэтому в 1920 году вместе с многочисленными эмигрантами оказалась в Париже. Хотя в чужой стране на долю писательницы выпало немало бед и страданий, талантливое окружение в лице Бунина, Гиппиус, Мережковского придавало сил жить и творить дальше. Поэтому и вдали от Родины Тэффи продолжал сопутствовать успех, хотя юмор и смех в её произведениях практически сошли на нет.

В таких рассказах, как «Городок», «Ностальгия» Надежда Александровна выразительно описала изломанную жизнь большинства русских эмигрантов, которые так и не смогли ассимилироваться с чужим народом и традициями. Заграничные рассказы Тэффи публиковались в ведущих газетных и журнальных изданиях Парижа, Берлина, Риги. И хотя главным героем рассказов оставался русский эмигрант, не были обойдены вниманием и детская тематика, и мир животных, и даже «нежить».

Как признавалась сама писательница, одних только стихов про кошек у неё накопилось на целый том. Человек, не любящий кошек, никогда бы не смог стать её другом. По мотивам встреч со знаменитыми людьми (Распутиным, Лениным, Репиным, Куприным и многими другими) она создавала их литературные портреты, раскрывая характеры, привычки, а порой и причуды.

Незадолго до смерти Тэффи опубликовала в Нью-Йорке свою последнюю книгу «Земная радуга», где звучала мысль, что все ровесники уже умерли, а до нее все никак не дойдёт очередь. В своей шутливой манере она просила Всевышнего прислать за её душой лучших ангелов.

Надежда Лохвицкая осталась верна Парижу до конца своих дней. Она пережила голод и холод оккупации и отказалась вернуться на Родину в 1946 году. Миллионером Атраном в благотворительных целях ей была назначена скромная пенсия, но с его смертью в 1951 году выплата пособия прекратилась.

Тэффи умерла в возрасте 80 лет и была похоронена на русском кладбище рядом с обожаемым Буниным. Имя этой талантливой женщины-юмористки золотыми буквами вписано в историю русской литературы.


Источники:

 

https://chitatelnica.ru/stati/teffi-kratkaya-biografiya.html

https://biographe.ru/uchenie/tehffi/